Как установить масляный насос двигателя спецтехники самостоятельно
Особенности работы деталей
Особенности функционирования насоса нужно понимать прежде, чем прибегнуть к его замене. Это позволит правильно обеспечить демонтаж и монтаж оборудования. Устройство такой детали обеспечивает циркуляцию смазки под высоким давлением. Также его используют для перекачки масла. По сути, он обеспечивает всасывание маслянистой жидкости из поддона картера.
Условно все масляные насосы можно разделить на два типа:
- Регулируемые. Их стали активно применять недавно. Они отличаются наличием принудительной смены производительности помпы. Это позволяет регулировать расход топлива, контролировать процесс отвода вредных выбросов, их объём. В процессе работы снижаются механические потери;
- Нерегулируемые. Такие устанавливаются на бульдозерах, кранах, экскаваторах, погрузчиках и прочей силовой технике более старших моделей. Такие оснащены клапаном-редуктором, что используется для сброса излишков масла. Тем самым реализуется функция защиты системы от чрезмерного давления и разрыва патрубков.
Конструктивно деталь находится сзади двигателя. Для крепления предусмотрена несложная система болтового крепления, что значительно упрощает демонтаж и замену. Для инновационных систем с так называемым мокрым картером запчасть устанавливают между фильтром и маслоприемником. То есть в передней части мотора. Это нужно уточнить перед началом работ по замене.
Подготовительный этап
Чтобы установить масляный насос двигателя спецтехники самостоятельно, необходимо тщательно подготовиться. Во-первых, приобрести новую модель. Во-вторых, обеспечить демонтаж старой. Это нужно делать после диагностики состояния двигателя и понимания, что починкой проблему не решить. Потребуется только полная замена.
Лучше, если в распоряжении мастера есть эстакада или «яма». Это позволит разобраться с деталями мотора быстрее, эффективнее, безопаснее. Итак, алгоритм подготовки следующий:
- Подготовьте технику, отключите аккумулятор. Это обязательное условие для безопасности ремонта;
- Слейте рабочие жидкости - моторное масло, охлаждающую жидкость в заранее подготовленные ёмкости. Это необходимо для «чистой» замены;
- Снимите навесное оборудование. Это могут быть приводные ремни, элементы ГРМ, генератора. В некоторых моделях спецтехники, чтобы получить доступ к насосу, может потребоваться приподнять запчасть с помощью домкрата или лебёдки. Заранее вооружитесь таким оснащением;
- Демонтируйте поддон. Для этого открутите, снимите поддон картера, маслоприемник;
- Демонтируйте старый насос. Это также нужно сделать на подготовительной стадии. Алгоритм следующий: отсоедините приводную муфточку, снимите стопорные кольца, раскрутите болты, что крепят насос к блоку цилиндров. Затем аккуратно извлекайте насос. Проследите, чтобы его установочные штифты вышли из отверстий. Далее осторожно сдвиньте насос назад, извлеките приводной валик с шестерней. Это необходимо, чтобы не повредить сопряжённые с заменяемой комплектующей детали.
Правила монтажа новой запчасти
Новый насос заказывают чётко по параметрам старого. Сотрудничайте с продавцами, которые готовы обеспечить поставку качественного оригинального оборудования, даже в лимитированной версии или снятого с производства. Для этого они должны работать как дилеры с производителями. А если нужной детали не найдут в наличии, то в состоянии подобрать вариант, который полностью устроит по функционалу и конфигурации, идеально встанет на место заменяемой запчасти.
Первым делом подготовьте новый насос. Непосредственно перед монтажом сравните новый насос с предыдущим. Это необходимо, чтобы убедиться в совпадении геометрии. Смажьте все подвижные детали (будь то шестерни, валы) моторным маслом. Это необходимо, чтобы обеспечить должную степень скольжения деталей в процессе первого запуска, исключить трение, преждевременный их износ.
Дальше следуйте алгоритму:
- Проверьте все компоненты, их наличие, размещение на месте. Просмотрите привод насоса на предмет повреждений. Это касается шестерней, цепей, ремней. Замените масляный фильтр, все уплотнения. Заблаговременно запаситесь набором прокладок для своевременного ремонта;
- Монтируйте насос. Аккуратно поместите его в расточку корпуса так, чтобы ведущая шестерня насоса точно до миллиметра совпала с соответствующим отверстием в корпусе коленчатого вала. Конструктивные особенности мотора предполагают это совпадение без применения специального инструмента;
- Закрепите насос. Для этого затяните крепежные болты насоса вручную на 2-3 оборота. Потом затяните их с предписанным моментом затяжки. В этом случае руководствуйтесь инструкцией производителя. Это необходимая мера для равномерного распределения нагрузки, гарантия безотказной эксплуатации в будущем;
- Соберите систему. То есть установите на место все снятые ранее компоненты (поддон, маслоприемник, приводные элементы, ремни), используя новые уплотнения. Также следуйте инструкциям и последовательности действий, предопределённых производителем;
- Залейте новое моторное масло, выполните все заключительные операции по сборке. Не выезжая с «ямы» или эстакады, проверьте, как функционирует техника, оцените риски протечек, послушайте, как работает мотор. Скрежет, посторонний шум, «чихание» должно настораживать.
Если все описанные действия самостоятельно выполнить сложно или появились непредвиденные усложняющие обстоятельства, то можно обратиться к профи. Он демонтирует старый масляный насос, установит новый, проверит работу системы в сборе, даст рекомендации по эффективной эксплуатации.

